https://moyagazeta.com/

Вагонный доктор – терапевт

Корр.: Скажите Сергей Петрович, нравится ли Вам профессия осмотрщика вагонов, и чем она отличается от остальных?
С.П.: Знаете, нравится. Профессия довольно сложная, ведь здесь как нигде должны работать восприятия человека. Ведь по характеру звука при обстукивании состава можно определить ту или иную неисправность.
Корр.: Каким же образом?

С.П. Ну вот, к примеру, удар молоточком по крышке буксы. Слышите звук? Он  может быть глухой, звонкий – это зависит от  количества смазки внутри, но главное, он должен быть один. Если после моего удара в ответ прозвучало дребезжание или двойной удар, значит есть неисправность. Возможно внутри нарушилось крепление буксового узла. Кроме того нужно ещё и ощупывать этот узел на предмет нагревания. Ведь в середине  имеется два подшипника и мало ли что может случится. Но и это ещё не всё. Многие неисправности определяются даже по запаху. Да, да. Так что нужно в прямом смысле ещё и принюхиваться к поезду.

Корр.: Впечатляет. И что, нужно проходить какую-то особую комиссию? Очевидно, к таким работникам повышенные требования?
С.П.: Ну что Вы(улыбается). Комиссию, естественно мы проходим. Особых правда требований нет. Нужно только чтобы человек, работающий осмотрщиком вагонов был просто здоров. Обращаю Ваше внимание на то, что осмотрщика вагонов в очках Вы не увидите. Впрочем что и правильно, ведь человек этой профессии отвечает за тысячи жизней пассажиров. Наряду с машинистами и диспетчерами осмотрщики являются главным звеном в деле обеспечения безопасности движения поездов, впрочем мы забыли еще и путейцев.

Корр.: Вот вы назвали вашу профессию вагонный доктор-терапевт. А что, есть и хирурги?
С.П.: Естественно. Мы ведь ставим «диагноз» руководствуясь своими органами чувств, выявляем, так сказать, «болячку». А далее за дело принимаются хирурги – слесаря по ремонту подвичиного состава. Они уже меняют неисправные детали, регулируют исправные и т.д. Мы, осмотрщики вагонов, этот процесс контролируем и работу проверяем. Предвосхищая Ваш вопрос скажу что и опытом и знаниями. Патологоанатомы и проктологи у нас тоже есть.
Это больше относится к ревизорскому аппарату, который временами устраивает «разборы полётов» с оргвыводами, с бесконечными «что? Как? И почему?»» Впрочем если смотреть на ситуацию серьёзно, то и эта служба необходима. Знаете поговорку о том зачем щука в реке? То-то. Человеку со славянским менталитетом контроль просто необходим.

Корр.: Каков график работы осмотрщиков? Иногда я вижу работников и ночью.
С.П.: Да, работаем мы круглосуточно, правда по смены – по 12 часов, поезда ведь ходят без выходных, праздников и  перерывов на обед, в любую погоду и любое время суток. Так и мы. Конечно иногда погода досаждает, но ведь любой профессии есть неприятные издержки, даже у вязальщицы тёплых носков на продажу.
Можно ненароком сесть на клубок со спицами. А если серьезно, то дождь, снег, жара, грохочущие пассажирские или грузовые поезда – осмотрщик должен быть «на посту». Кроме осмотра подвижного состава и выявления неисправностей мы ведь и поезда исправляем. Ведь как пассажир думает: на светофоре зелёный сигнал, время отправления подошло – и  можно ехать. На самом деле кроме этих составляющих есть ещё одна: осмотрщик вагонов должен опробовать автотормоза в составе, просчитать их нажатие в тонне силах и убедившись, что нажатие хватает для веса этого поезда и убедившись в исправной их работе выдает машинисту соответствующую справку, завершающую своей подписью. Вот после того действительно состав может отправится. Так что никто иной, а именно осмотрщик говорит машинисту: «Трогай, Любезнейший»

 Корр.: – Ну уж любезнейший. Что не ссоритесь?
 С.П.: – Ну почему – же. Общество состоит из разных людей. Так – же и у нас в транспортной среде. Есть люди добрые, злые, весёлые, мрачные. Да и среди машинистов бывают всякие, как впрочем и среди осмотрщиков. А бывает просто устал человек и у него плохое настроение. Главное что б машинист не объяснял « почем в Одессе рубероид», а делал свою работу. Потому и существует инструкция – регламентирующая действия одних и других, и от неё – ни шагу и это правильно. Правда знать её нужно досконально. Ну тут уже всё зависит от самого работника – его умение и желание запоминать пункты и параграфы инструкции и других документов, регламентирующих рабочий процесс. Впрочем знать мало, нужно эти знания применять на практике, не теряться в различных, в том числе, нестандартных ситуациях. Кстати пользуясь случаем замечу, что конкретно у нас в этом деле большую помощь осмотрщикам оказывает наш инструктор Роман Леонидович Казновский.

Корр.: – Скажите Сергей Петрович, а какие неисправности чаще всего встречаются в пассажирских вагонах?
С.П.: Основные неисправности касаются непосредственно ходовых частей. Ведь обычно пассажир видит неисправности внутри вагона, которые чаще всего он (пассажир) и «организовывает» – разорвана газетная сеточка, разрезана полка, оторван крючок. К неисправностям ходовых частей, пассажир, слава Богу, непричастен.
 Бывает недостаточно хорошо работаю тормоза. Пусть не беспокоится читатель – не бывает что б недостаточно хорошо работали тормоза во всём составе. И то бывает (хоть редко) в одном вагоне из всего состава это незаметно. Но незаметно неспециалисту Мы же это выявляем и устраняем, следующие неисправности касаются колёсных пар. Несмотря на внушительн6ые размеры вагона и колёсных пар – грубо около метра в диаметре и полторы тонны веса, размер неисправности определяется в миллиметрах. Нескольких. Простой пример: если машинист резко затормозил состав, а колёса «пошли юзом», то пяточка глубиной в несколько миллиметров, в следствии этого, хватит для того что бы такую колёсную пару следовало бы поменять.

Корр.: –  Был ли какой-то забавный случай случившийся с Вами «при исполнении»?
С.П.: – Был такой. Вспомню – самому смешно. Каюсь, правда, но… осматриваю как – то, состав, обстукиваю молоточком колёса. Рядом стоят на перроне дед с бабушкой и дед так с ехидцей говорит бабке: «Колёса спустили». Я недолго думая поворачиваюсь к ним и на полном серьёзе объясняю, что  экономическая ситуация в стране тяжелая и действительно в нутрии метала – резина, наполненная воздухом, метала не напасешься на все колеса Очевидно вид у меня был очень убедителен, смотрю, поверил дед. Не знаю, по каким сёлам пошла байка, но что было – то было.
Корр.: – Что ж, спасибо Сергей Петрович за ликбез, так сказать. Теперь мне, как и нашим читателям открылась маленькая тайна о докторах постукивающих молоточком на длинной ручке. Успехов Вам.
С.П.: – Спасибо и Вам, а пассажирам желаю счастливой дороги и пусть знают, что наша служба всегда на чеку, и как говорят железнодорожники – зелёного!
      

 Беседовал Константин ГРУЗЕВИЧ