А.Ч.: В бокс я пришел в1958 году. Начал тренироваться, а затем выступать на различных соревнованиях, представляя Хмельницкую область. Рядом со мной были такие известные в нашей области личности, как Николай Сергеевич Побережный, Валентин Иванович Виноградов, с которыми я тренировался. Основным моим тренером был Евгений Иванович Кужельный.
В 61-ом году пошел в армию. Три года служил в Тбилиси. Там я тоже тренировался и принимал участие в соревнованиях. Повидал много городов Советского Союза. Моим тренером был заслуженный тренер СССР Ашот Аристакисян, подготовивший не один десяток выдающихся боксеров Советского Союза, среди которых и чемпион Олимпийских игр Владимир Енгибарян.
Вернувшись после армии домой, я поступил во Львовский государственный институт физической культуры на отделение бокса и в 1970 году его закончил. Тренировался я у заслуженного тренера УССР Валентина Евгеньевича Старчака, который тоже воспитал целую плеяду известных боксеров СССР. После учебы вернулся в Хмельницкий, где, работая тренеров, вместе с Евгением Кужельным занялся развитием бокса в области.
Корр.: Какой самый главный урок Вы получили от своих учителей?
А.Ч.: Самое главное, что я усвоил от первого тренера, это мужество, уверенность, что можно работать и достичь высоких результатов.
Корр.: Вы сказали: «занялся развитием бокса в области»… А в каком он тогда был состоянии?
А.Ч.: Не очень сильно развит. Конечно, у нас в области были и призеры различных соревнований, и мастера спорта, но после моего прихода показатели стали более высокими, появилось много ребят, которые стали выигрывать на чемпионатах Украины . Мы разработали собственную систему тренировок.
Корр.: И насколько Вы, так бы сказать, подняли планку?
А.Ч.: Каждый тренер мечтает о том, чтобы его воспитанники добились в спорте высочайших успехов. Все мы слышали, как несколько дней назад олимпийское золото Лондона выиграл ученик нашего хмельницкого тренера Михаила Марковича Мацехи. Кстати, это уже второй его олимпийский чемпион – первым был Тимур Таймазов, победивший в 1996 в Атланте. До сих пор мечтаю об Олимпийском чемпионе, чемпионе мира. Пока, увы, не сложилось, но я уверен, что у меня еще есть силы, чтобы этого добиться. Но стечения негативных обстоятельств не дают подняться мне на такую высоту. А самое главное, что у нас нет элементарных человеческих условий для тренировок!
Корр.: Многие, наверное, думают, что для занятий боксом нужны только перчатки… А что на самом деле Вам необходимо для тренировок?
А.Ч.: Да, для тренировок нужны перчатки, но и еще очень много всего – хороший специализированный зал, ринг, нужны знания, чтобы подготовить спортсменов. За то время, что я проработал тренером, 14 человек приняли участие в чемпионатах Европы и привезли 7 золотых медалей! Помимо золотых у нас была еще серебряная медаль и семь бронзовых. Ну а количество медалей, которые мы выиграли на чемпионатах Украины, даже назвать тяжело!
Корр.: Разве такое количество наград и достижений не способствует тому, чтобы меценаты и политики помогали Вам?
А.Ч.: Все они знают меня, мой зал, условия тренировок и, самое главное, мои результаты, которые являются одними из лучших в стране. Это известно также Вешко и Данилюку – спортивным руководителям города. Да и наши многоуважаемые мэр и губернатор тоже все знают. Но никто не хочет обратить внимание на наши проблемы.
Корр.: Но ведь сейчас время предвыборной кампании! Неужели даже «для галочки», хотя бы ради того, чтобы привлечь свой электорат, политики не хотят «заглянуть в гости» и посмотреть на условия тренировок?
А.Ч.: Сегодня наши показатели никому не нужны. Руководители, которые должны интересоваться состоянием спорта в городе, работой тренера, этого не делают. А ведь тренер, с которым работает ребенок, должен не только тренировать, но и помогать своему подопечному. Я имею в виду, что тренер должен помочь с выбором формы, создать условия для тренировок.
Корр.: То есть, наши мэр и губернатор вообще не помогают? Нет никаких премий, стипендий?
А.Ч.: Ну, нельзя сказать, чтобы уж совсем не помогали. Вот, к примеру, недавно чемпионат Украины в Виннице выиграла Мария Боруца. Мы подали ее на дополнительное спортивное питание, от управления молодежи и спорта она получила 500 гривен. Мало, конечно, но мы и этому рады. Думаю, еще потом повысим девочке зарплату. Но хотелось бы, чтобы наши руководители обращали внимание и на работу тренера.
Корр.: Скажите, а в обществе до сих пор существуют стереотипы, что «спортсмен» – это синоним слова «безграмотный»?
А.Ч.: Конечно. Никто ведь не знает, что отделение бокса еженедельно проводит собрание с родителями и детьми на тему воспитания. Вместе мы решаем различные вопросы, проверяем технику чтения у детей, их общие знания, изучаем литературу, даем им задания писать стихи о боксе, а потом эти стихи всем на собраниях рассказывать. Если ты занимаешься только боксом, а в остальном, мягко говоря, не силен, то о чем с тобой можно побеседовать? О чем ты будешь говорить с девушкой?
Корр.: А есть ли дети, у которых проблемы в семье? Например, родители мало уделяют внимания…
А.Ч.: Да, есть и такие. Мы пытаемся помочь детям наладить контакт с родителями, хотя, зачастую, проблема исходит от самих же родителей. Я думаю, что воспитание детей надо начинать с воспитания матерей и отцов. Например, если идет отсеивание в секциях, это значит, что родители не уделяют внимания своим чадам, не понимают значения спорта в нашей жизни, в частности, в судьбе собственных детей. Очень огорчает то, что мы отошли от спортивного обучения детей. Да, всем нам дают среднее образование как обязательное – но почему нельзя сделать обязательным и спортивное образование для детей? Я имею в виду существование спортивных секций при школах.
Корр.: А в Хмельницком есть бесплатные секции?
А.Ч.: Практически все платные, хотя вот наша секция бесплатная. Дети обязательно должны заниматься спортом, иначе погибнет нация. Да она уже гибнет! Все чем-то больны. Иногда кажется, что люди зарабатывают деньги – и сразу бегут в аптеки, чтобы купить на них лекарства. При Советском Союзе у нас был большими буквами прописан Кодекс чести, что должен делать человек, была какая-то идеология. и мы ее придерживались.
Корр.: Тогда было почетно быть спортсменом, а курящий был изгоем, ведь так? Ну а что скажете о сегодняшней жизни?
А.Ч.: Сейчас, когда я вижу молодежь с бутылками пива и сигаретами, и слышу, как они вовсю используют мат, очень жалею, что сегодня нет такого понятия, как воспитательная работа с людьми. Все хотят, чтобы дети были образованными. Так почему же никто не хочет, чтобы их дети были здоровыми и хорошо развитыми в плане спорта и были культурными представителями общества?
Корр.: Как Вы думаете, сами дети хотят этого?
А.Ч.: Я думаю, что это зависит от нас. Ребенок рождается «чистым». Он не умеет говорить, ходить, одеваться, кушать. Наша задача научить его всему. Мы учим его общению, культуре, развитию. Первые шаги дают родители., а тренеры и учителя «подхватывают» и ведут дальше.
Корр.: Есть ли у Вас ученики, которыми Вы гордитесь?
А.Ч.: Да, есть. Горжусь ребятами, у которых есть результаты и в спорте, и в учебе вообще. Вот, например, Игорь Гриб, родители которого работают врачами. Он и его брат занимались у меня до десяти лет и достигли высоких результатов. Игорь стал восьмикратным чемпионов Украины и трехкратным чемпионом Европы. Закончил школу и поступил в Винницкий медицинский университет. Я очень горжусь им, потому что он высокоразвитый культурный интеллектуальный человек и, что самое главное, целеустремленный. Другой мой ученик, Женя Лавринчук, стал двукратным чемпионом Украины и призером чемпионата Европы.
Корр.: Вы постоянно говорите о том, что нужно заниматься спортом. Ну а кем надо быть, чтобы состояться в спорте? Какие личностные качества приобретает человек, идя «рука об руку» по жизни со спортом?
А.Ч.: Во-первых, он укрепляет характер. Дети становятся решительными, настойчивыми, закаливают волевые качества, получают культуру общения друг с другом и со взрослыми. В самом же человеке должны быть желание и целеустремленность, он должен не бояться работать над собой. Другими словами, он должен «пахать», чтобы достичь хорошего результата. Звездами не рождаются, ими становятся.
Корр.: Не мешает ли чувство первенства оставаться другом для человека, который является твоим конкурентом в спорте?
А.Ч.: Представим, что спортсмен выиграл чемпионат Европы. Один воспринимает это как тяжелый труд и хладнокровно несет это через всю жизнь, а второй, получив такое высокое звание, начинает считать себя выше всех и лучше всех. Он теряет друзей и делает много ошибок. Как видите, все зависит от человека.
Корр.: Вы осознаете, что для своих учеников (в некоторой степени) Вы являетесь отцом?
А.Ч.: Это присуще всем, без этого никак. Если работаешь с ребенком, помогаешь ему – это нормальное явление. Если же наоборот, то надо с работы тренера уходить.
Корр.: Вы любите мечтать? Какая у Вас мечта?
А.Ч.: Люблю мечтать, как и все люди. Моя мечта – не потерять ни одного человека, которые занимаются в секции, и довести каждого «до максимума».
Корр.: Тогда давайте еще помечтаем. Что бы Вы сделали, если бы стали министром спорта?
А.Ч.: Тут тяжело сразу ответить на такой вопрос. В первую очередь я бы увеличил зарплату тренерам! (улыбается) Но затем бы хотел, чтобы они не просто тренировали своих подопечных, но и участвовали в их культурном и общественном развитии.
Корр.: Какая страна в идеале соответствует Вашим представлениям о хорошей работе тренера?
А.Ч.: Увы, в других странах относятся к боксу и к спорту вообще намного лучше, чем в Украине. Думаю, если бы я работал в другой стране, моим качествам как тренера не было бы цены. Мы своего рода чистильщики улиц. Иногда я иду, останавливаю на улице ребенка, спрашиваю, сколько ему лет, и занимается ли он спортом. Если не занимается, спрашиваю, почему. В ответ часто слышу: «Не хочу». Говорят, что это им не нравится.
Корр.: Вы берете в команду девочек? Им, наверное, сложнее тренироваться, чем мальчикам?
А.Ч.: У нас есть две девочки – чемпионки Украины. Это Маша Боруца и Оксана Рага. Оксана, кстати, еще и призер чемпионата Европы. Не сказал бы, что им тяжелее заниматься. Спарринги у них проходят с девочками, а не с мальчишками. Хотя, возможно, им тяжелее в психологическом плане. Ведь мы еще не привыкли к тому, что девочки тоже занимаются боксом.
Корр.: А чего в боксе нельзя делать?
А.Ч.: Нельзя нарушать правила. Существуют правила, разработанные французом Кубертеном, который является основоположником современных Олимпийских игр. Они очень просты: запрещение использования разных приемов.
Корр.: Давайте представим, что Вы приобрели бы другую профессию. Какую?
А.Ч.: Не знаю… У меня даже мыслей таких никогда не было…. Еще с детского садика я занимался спортом – играл в футбол, бегал, подтягивался. Позже, когда выступал, тренировался по восемь-десять часов в день. Только так и можно добиться успехов. К примеру, Василий Ломаченко из Белгорода-Днестровского, один из сильнейших боксеров мира, который на Олимпиаде в Пекине выиграл золото и получил в знак своего превосходства кубок Вэла Баркера, по 20-30 километров в день пробегает! Чемпионы – это выдающиеся люди, которые показали выдающиеся результаты.
Корр.: Что бы Вы пожелали нашим читателям, школьникам, их родителям?
А.Ч.: Самое большое пожелание – это стать всесторонне развитым человеком, который сможет помочь другому в любой ситуации!
Корр.: У Вас есть кредо?
А.Ч.: Могу ответить словами Каверина: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Жизнь – это борьба, и в этой борьбе надо побеждать!
Общалась Людмила Лунина