https://moyagazeta.com/

КУНСТКАМЕРА, КАК ОНА ЕСТЬ

До этого коллекция хранилась в Москве. Император распорядился называть собрание своих диковинок Куншткамерой – кабинетом редкостей.

Готторпский глобус

 

Начало коллекции Петр I положил еще в XVII веке. Однако по приезде в Санкт-Петербург оказалось, что помещения маловаты, да и на охрану коллекции понадобился целый штат смотрителей. Если бы коллекция не пополнялась, то, может быть, все оставалось бы как есть. Но со всей страны привозили различные экспонаты, и вскоре «кабинет» оказался явно тесноватым, особенно после того, как в Петербург было доставлено одно из самых примечательных творений того времени – Готторпский глобус. Он представлял собой полый шар диаметром 3,11 метра и весом 3,5 тонны, выполненный по железному каркасу. Его внутренняя и наружная поверхности были расписаны по оклеенному холсту: на наружной – карта Земли, на внутренней – небесные Созвездия.
Глобус-планетарий был изготовлен в 1654-1664 годах в Голштинии по заказу Фридриха III под руководством географа и придворного астронома голштинских герцогов Адама Олеария. Диковинка была подарена Петру I в ходе Северной войны и в 1717 году прибыла в Северную Пальмиру.

Кикины палаты

 

Уже в следующем, 1718 году, музейные экспонаты перенесли в дом опального вельможи Александра Васильевича Кикина, который в ходе расследования дела царевича Алексея был убит. Домочадцев из его двухэтажного дома выселили, а здание конфисковали. Тогда же Петр решил приспособить его под Кунсткамеру и Библиотеку. Новое место получило название Кикиных палат.
Под экспонаты были отведены 8 комнат (залов). В первой комнате были расставлены препараты в стеклянных сосудах из коллекций голландского анатома Рюйша, приобретенные Петром во время Великого посольства. Здесь можно было увидеть искусно препарированные головки детей, отдельные части человеческого тела, всевозможных мелких животных, птиц и прочие диковинные, невиданные вещи.
Кстати, в том же году в Санкт-Петербург со всей России начали присылать свои диковинки. Из Выборга прислали овцу с двумя языками и двумя глазами с каждой стороны, из Тобольска – барашков, одного – с восемью ногами, другого – с тремя глазами. Кроме того, были здесь и «странные мыши с собачьими мордами» и много чего еще…

Живые экспонаты

Особую «жуть» у посетителей вызывал зал живых экспонатов – люди-уроды. Их называли монстрами и они отличались от обычных людей какими-нибудь странными особенностями. Так, монстр Фома был коротышкой, всего 126 сантиметров. К тому же у него на руках и на ногах росло всего лишь по два пальца, похожих на клешни рака. Монстры жили при Кунсткамере и их показывали зрителям, как и все остальные экспонаты.
С 1719 года Кунсткамера открылась для посетителей. Чтобы увеличить посещаемость музея, Петр I решил на зависть всей Европе не взимать входную плату с посетителей, наоборот, каждому при посещении выдавалось угощение – чашечка кофе или рюмка водки. На эти цели из государственной казны выделялось по 400 рублей. Для посетителей познатнее были еще и бонусы: дамам выдавали конфеты к кофе (в те времена их называли «цукерброды»), а кавалерам водку заменяли на венгерское токайское вино с закусками…
К тому времени стало ясно: экспонаты прибывают так стремительно, что Кикины палаты – временное пристанище музея. Для Кунсткамеры начали строить новое здание, правда, «растянулось удовольствие» аж до 1734 года. Справедливости ради следует сказать, что переезд состоялся несколько раньше, в 1727 году.

Ломоносов

И еще один факт, о котором нельзя не упомянуть: в башне здания Кунсткамеры с 1741 по 1765 годы проработал знаменитый ученый Михайло Ломоносов, основатель Российской Академии наук и университета. В башне был открыт первый планетарий и работала астрономическая обсерватория. Именно в этот период (1747 год) разразился разрушительный пожар. Почти все здание было уничтожено огнем. Не пощадил «красный петух» и часть экспонатов. Но, в конце концов, одни диковинки были заменены другими, а здание почти полностью восстановили.
О Кунсткамере были наслышаны все прогрессивные ученые того времени. Достаточно сказать, что экспонаты для нее поставляли в свое время такие выдающиеся люди, как Д. Кук, Ф. Ф. Беллинсгаузен, Н. Н. Миклухо-Маклай и многие другие знаменитые путешественники. К 1800 году было собрано около двух миллионов экспонатов, из них 250000 этнографических, полмиллиона археологических и 380000 антропологических объектов со всего света.

«Дети» одной матери

Время от времени от Кунсткамеры «отпочковывались» музеи. В частности, в 1838 году был открыт отдельный Зоологический кабинет, который со временем стал основой для Зоологического музея, ныне являющегося одним из крупнейших музеев мира. Число экспонатов в нем более 30 тысяч. Кроме этого, самостоятельными единицами стали Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Ботанический, Минералогический музеи…
О Кунсткамере можно рассказывать долго. Но лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать. А потому помните – в Музее антропологии и этнографии (Кунсткамера) им. Петра Великого Российской Академии наук и сейчас широко открыты двери для всех жителей и гостей Санкт-Петербурга.

 

Автор: Юрий Москаленко