https://moyagazeta.com/

Любовь Вистовская – школа моей мечты

— Я директор специализированной школы первой ступени №30 с углублённым изучением иностранных языков. Честно говоря, никогда не хотела быть директором, потому что мне казалось, что эта должность – сугубо чиновническая. Сами понимаете, директор – главный администраторский стереотип. До этого я долгое время работала завучем в школах №6 и 2.

Эта работа мне казалась такой интересной, живой, я чувствовала свою нужность, а директор… Ну для чего он, кому он необходим? Разве что для решения хозяйственных вопросов. Именно поэтому когда в 1993 году мне предложили стать директором этой школы, я долгое время отказывалась, а потом согласилась. Вы и представить себе не можете, что я там увидела… До школы там был садик, который 10 месяцев сдавали в аренду, поэтому учебное заведение было в ужасном состоянии: бегали крысы, батареи были вырваны из стен, что называется, «с корнем», линолеума на полу тоже не было, о столах и стульях оставалось только мечтать. Прием учеников велся на подоконнике в спортзале.

Целыми днями и даже ночами собирали из частей всю необходимую мебель. Он был вынужден взять отпуск за свой счет. Кстати, доработался он тогда до кровавых мозолей. Двухъярусные кровати заказывала в Закарпатье. Они до сих пор стоят в школе, хотя прошло уже 17 лет. Чтобы обустроить школьную кухню, многое пришлось заказывать, а кое-что и делать самой. Тем не менее, за 2 месяца все сделали. 15 июня я была назначена директором, а первого сентября 486 детей сели за парты.

Ныне существующий перестроен из бывшего актового зала детсада. Мы поставили там шведскую стенку, баскетбольные щиты, есть скакалки, мячи, кегли, но хотелось бы, вернее, даже нужно сделать спортивные площадки

Корр.: А почему школа была в таком состоянии?
— Ранее здание бывшего садика принадлежало заводу «Темп», а он, как уже говорилось, отдал это помещение в аренду. Кстати, то, что мы его привели в порядок, было только началом. Ремонт ремонтом, но ведь главное-то – учеба. Думаете, в новую школу из других переводят самых лучших учеников? Как бы не так! Лучшие, естественно, нужны самим. 11-я школа отдала нам таких, от которых хотели избавиться. Учителей тоже отдавали самых «строптивых», несогласных с позицией руководства. Тем не менее, мне это даже понравилось, поскольку в них чувствовались какая-то особенность, энергетика, самостоятельность. Поначалу мы ездили не только по городам, но также и селам области, – учились, но потом начали приезжать уже к нам и учиться у нас. Так получилось, что через 9 месяцев на базе нашей школы областной «Клуб творческих директоров» проводил семинар. После того, как гости приехали и посмотрели на нашу школу, которая к тому времени уже вся была выдержана в украинских мотивах, они сказали, что это уму непостижимо, поскольку подобного нет ни в городе, ни в области, да и в Украине практически тоже. Не хочу хвастаться, но после семинара меня пригласили вступить в этот клуб директоров, и так я стала его членом.

В нашей школе каждый чувствует своё эго, свою самодостаточность, поскольку всем даны возможности проявить себя. Каждый человек, кто здесь учится, прежде всего самостоятельная личность. Кроме уроков, идущих по утвержденной программе, у нас работают самые разнообразные кружки различных направлений, где дети занимаются во время внеклассных занятий: шахматы, каратэ, футбол, настольный теннис, клуб судомоделирования, кружки бисероплетения, логики, драматизации, кукольный театр. У нас прекрасные воспитатели продлённого дня. Они очень трепетно относятся к детям.

Корр.: Есть ли подобное в других школах города?
— Нет, в городе немного школ полного дня, тем более таких, как у нас. В нашей школе у каждого первого класса есть своя спальня. В классах много цветов. Работает хорошая медсестра Валентина Фёдоровна Новицкая – прекрасный медработник, искренне любящий детей. У нас открыт фитобар, в котором она сама заваривает различные чаи – от простуды, для успокоения нервной системы и пр. Уже второй год работает аппарат по производству кислородной пенки, которую дети с удовольствием пьют, поскольку организм при этом насыщается кислородом. После уроков на протяжении часа проходят подвижные игры с детьми на свежем воздухе. Наша школа полностью радиофицирована, ученики слушают классическую музыку, гуляют под нее, едят в столовой. Практически нигде подобного нет, оно исчезло, а мы сделали. На переменах мы слушаем произведения Баха, в столовой детки едят и тоже слушают классическую музыку, на переменках танцуют под эту музыку.

У нас открыт фитобар, в котором заваривают различные чаи – от простуды, для успокоения нервной системы и пр.

Корр.: А как насчет трудового воспитания?
— Мальчики учатся забивать гвозди (смеется). Шутки шутками, но многие из них даже веник не умеют в руках держать! Не далее как сегодня ученик разбил стакан и даже не знал, с какой стороны к венику подойти. На недавнем педсовете по поводу трудового обучения мы пришли к тому, что в семьях ребенку не прививают трудовых навыков, у детей нет восприятия трудом. Теперь во многих семьях родители с удовольствием занимаются вместе с детьми техникой оригами, учат их самообслуживанию.

Корр.: Получатся, проблем практически нет?
— К сожалению, есть. Куда же без них? Одна из основных – отсутствие полноценного спортзала. Дело в том, что ныне существующий перестроен из бывшего актового зала детсада. Мы поставили там шведскую стенку, баскетбольные щиты, есть скакалки, мячи, кегли, но хотелось бы, вернее, даже нужно сделать спортивные площадки. Очень хотелось бы, чтобы у нас был собственный автобус. Надеемся, что подобная мечта осуществится, и можно будет тогда самим ехать на различные экскурсии. Конечно, хорошо бы увеличить площадь школы, чтобы дети учились в ней и до 9 класса. Это мечта всех выпускников нашей школы. Тогда бы мы могли дольше вести наших деток, а так они очень быстро от нас уходят. Хотя их с удовольствием принимают в другие школы, в гимназии – 1-ю, 2-ю… Еще неплохо было бы, чтобы у нас был свой бассейн. В планах – создание своего школьного Интернет-сайта…

Корр.: Вы нам рассказали много хорошего и позитивного. Чувствуется, что детям отдается немало времени, души, жизни… А отдачу Вы чувствуете? Расскажите про ваших выпускников.
— Конечно. Многие выпускники постоянно приходят в школу, как только у них появляется свободное время. Многие учатся семьями – вначале к нам приходит старший ребенок, а затем, когда наступает время, приходят младшие. В 2008 году мы во Дворце творчества отмечали 15-летие. В зале, который вмещает 800 человек, присутствовало около 1500 наших выпускников. Это было такое торжество… Когда ты чувствуешь, что в сердце выпускника осталась частичка тебя, вот это и есть настоящая отдача.
Ученики общаются с нами так, будто мы такие же, как они – угощают конфетами, часто делают комплименты. Я вчера зашла в 4-й класс, дети подходят, обнимают и говорят: «Вы так классно выглядите!» Один из мальчиков, подошел ко мне и говорит: «Любовь Захаровна, я понял, что я повзрослел». Я спросила: «Как же ты это понял?» Никогда не догадаетесь, что он ответил! «Я раньше подходил к Вам, целовал, а сейчас я стесняюсь». Мне так стало приятно!

Корр.: Скажите, а Вы с детками говорите о Боге?
— Говорим. Мы говорим, и дети понимают это. Лично для меня это высший разум. А дети утверждают, что он вроде директора школы. Ученики считают, что я для них последняя инстанция. Если кому-то плохо, то он прибежит ко мне, как они говорят, «пошептаться». Поэтому я считаю, что Бог — это что-то высокое, которое обязательно у каждого человека должно быть в сердце. Я детям рассказываю, что в каждом есть 2 человека: белый и черный, которые постоянно борются. Бывает, что черный побеждает. Им так нравится этот образ, что они постоянно сравнивают этих человечков со своими поступками.

Корр.: Если бы Вы стали министром образования, то что бы вы оставили, а что реформировали?
— Во-первых, я бы поработала над программой, чтобы они не были такими сложными и раздутыми. Сейчас в них много «воды» и воспроизведения, хотя хотелось бы больше творчества. Я бы ввела уроки морали, чего многим именно сейчас и не хватает. Кстати, мы в школе перед уроками обязательно говорим друг другу комплименты, желаем хорошего дня. Во-вторых, обязательно увеличила бы зарплату учителям, которые только начитают работать — она же смешная (800-900 гривен). В-третьих, хотелось бы, чтобы детей в классах было поменьше, тогда можно будет уделить больше внимания каждому.

Корр.: А как насчет учебников? Хватает?
— Конечно, нет. Специализированных учебников очень мало. У нас неплохая библиотека, много детской литературы, но вот, например, книг по английскому языку, или для домашнего чтения очень мало. Недавно мы ввели факультатив по русскому языку, его веду я.

Корр.: И сказки Пушкина читаете?
— А как же. Мы – единственная школа в городе, где это сохранилось. Пусть он всего раз в неделю, но дитё слышит стихи Пушкина, им очень интересен Тютчев. А Маршака как они любят! Ведь дети не знают русской литературы.

Корр.: Пожелайте что-то нашим читателям, деткам, родителям от себя.
— Детям хочу пожелать, чтобы их родители были благополучными и успешными, чтобы у них была работа, в семье – мир, взаимопонимание, уважение между родителями, чтобы отец увидел в девочке маленькую женщину, к которой надо относиться как к будущей маме, а мама увидела в своем сыне мужчину. К сожалению, сейчас подобное бывает не всегда. Отсюда и проблемы в будущей взрослой жизни… А ведь каждый ребенок имеет право на любовь, и у него обязательно должно быть такое место где его всегда ждут, где ему всегда рады.

Беседовала Людмила Лунина
lunina@moyagazeta.com