https://moyagazeta.com/

“Я не трудоголик – я просто очень люблю детей”

И не мудрено, ведь если человек реализовался по своему призванию, то любимое дело действительно становится не просто работой или профессией, а образом жизни. Когда время летит незаметно, когда за выходные успеваешь соскучиться по своим «школьным детям», когда они доверяют тебе самое сокровенное, и помнят тебя много лет спустя после выпускного, вероятнее всего, именно это и есть счастье.

Корр.: Бронислава Владимировна, расскажите, как Вы «дошли до такой жизни»? 11 вечера, а вы ещё на работе?
Б.Б.: Как Вам сказать… Просто всю свою жизнь я работаю учительницей. Даже несмотря на то, что сейчас я – директор школы, все равно считаю себя учителем математики. И это единственное, чем я дорожу. Я не столько дорожу должностью завуча или, как сейчас, директора, как тем, что я учитель. И я действительно очень люблю своих детей. А их у меня много, почти 1,5 тысячи. Мне очень хочется, чтобы им в школе было комфортно, интересно, чтобы тут как можно меньше было того, чего «Здесь нельзя!», чтобы детям не надо было куда-то идти это искать, а чтобы всё, что им хочется, было здесь. Но “То, что им хочется” должно иметь свои рамки: высокоинтеллектуальные, высокоинтеллигентные, чтобы они не делали того, чего нельзя делать, не потому, что “не разрешают”, а потому, что они видят и понимают, как это должно быть на самом деле.
 

Корр.: То есть дети Вам, учителям, доверяют?
Б.Б.: Да, доверяют. И это главное, чего мы добились. Ведь наша школа всегда славилась консервативным “камерным” поведением: у нас учителя всегда были профессорского плана, всегда на “вы” разговаривали, очень отдаленные, очень высокие – до них не дотянешься. Когда я начала здесь работать завучем, меня даже немного обвиняли в том, что я другого характера, слишком к себе приближаю, хотя могу очень резко остановить и отодвинуть до нужного мне расстояния. Это не фамильярность, до нее доходить ни в коем случае нельзя. Должны быть хорошие, близкие партнёрские отношения.
Мне кажется, что в эти стены пришло тепло – и отношения между детьми и учителями, да и между самими учителями стали другими. Злом, окриком даже животных дрессировать нельзя – всё равно когда-нибудь укусят. А ведь тут учатся дети…
 

Корр.: Скажите, а Вам какие ученики интереснее: послушные или «шебутные»?
Б.Б.: Я люблю всяких – и тех, и других. Вообще-то мне очень везло, потому что непослушных детей на уроке у меня никогда не было. Мне всегда хотелось, чтобы им было интересно. Я всегда на первом уроке рассказываю, для чего нужна математика, что человек может стать успешным только тогда, когда сможет составить логический план своих действий. И даже если ты не сумеешь его до конца осуществить, всё равно, пройдя несколько ступенек, уже будешь идти к своей цели. Они могут быть непослушными только по вине учителя – если им неинтересно на уроке, если педагог не сумел сделать так, чтобы им было интересно.
 

Корр.: А с кем труднее: с детьми или с родителями?
Б.Б.: С родителями, конечно!
 

Корр.: Какие основных пять постулатов Вы бы озвучили для родителей?
Б.Б.: Первый – надо любить детей в любом случае.
Второй – никогда не надо думать, что люди, которые вокруг их детей, во всём неправы, а их ребёнок во всём прав. Без сомнения, своему ребенку надо доверять, но при этом всё-таки реально оценивать ситуацию, взвешивать, что происходит. В общем, не выступать против него в любом случае, но и не становиться всегда на защиту.
Третий – нужно дать своему ребёнку возможность попробовать реализовать себя в разных направлениях. Пусть он занимается танцами, музыкой, спортом, чем угодно. Чем больше предоставлено возможностей попробовать ребёнку, тем более выполнен родительский долг.
Четвертый – надо уметь заставить ребёнка идти до конца, не дать ему бросить что-то на полпути, но и в то же вовремя остановиться и не заставлять его заниматься тем, к чему душа не лежит.
Пятый… Знаете, нужно, наверное, чтобы какая-то высшая сила была рядом при всём этом, потому что очень много можно хотеть, очень много делать, а в результате ничего не получить. Казалось бы, всё делается правильно, но чем больше ты правильно делал, и чем больше старался, тем меньше получилось.
Ну и еще, конечно, нужно стараться не защищать своего ребенка от всего, что происходит, а научить его быть стойким.
 

Мер города интересуется жизнью лицея

Корр.: Что Вы желаете выпускникам, когда они уходят из школы? Какое даёте напутствие в ту взрослую жизнь, где они будут за все отвечать сами, без учителей и без Вас?
Б.Б.: Я им всегда говорю: «Желаю, чтобы вас никто никогда не обидел, и чтобы вам всегда встречались добрые и хорошие люди!»
 

Корр: В ваших разговорах с учениками присутствуют темы о мечте, о смысле жизни, о Боге, предназначении человека? Ведь, зачастую, это то, на что, к сожалению, у родителей не хватает времени. Многие из них считают, что если они проконтролировали, почистили ли дети зубы, затем их покормили, посмотрели дневник, похвалили, если надо, поругали, то это все, что они должны делать. А дети зачастую ищут ответы именно на эти вопросы совсем не там, где нужно…
Б.Б.: Да, очень много говорим. Иногда, когда я разговариваю с детьми, они мне говорят: «Мои родители этого не знают!» А я не имею права родителям говорить это от себя. Именно поэтому мне даже страшно, что они этого не знают.
 

Корр.: Что труднее: вложить знания или повлиять на характер, его формирование, на внутренний мир?
Б.Б.: Сложнее, конечно, второе. Потому что, во-первых, это надо делать очень осторожно и ответственно. Говорят: Господь Бог и тот ошибается. Влиять на чужую судьбу нужно очень осторожно. Резко ничего нельзя делать. Когда взрослые начинают читать морали, я думаю: бедный ребёнок – он же тысячу раз всё это слышал. Как ему, наверное, всё это уже надоело… Бывает, что родители только и делают, что убеждают ребёнка в том, что ему необходимо получить образование, устроиться на хорошую работу, создать семью. А мальчик, который учится в 8-ом классе, хочет совсем не этого! Ему нужно, чтобы ему перестали круглосуточно читать морали! Тогда он сделает всё сам. Нет детей, которые на добро отвечают злом. Я, по крайней мере, таковых не встречала. Может, оттого, что в колонии не работала… Правда, когда-то, окончив институт, работала в школе в Умани, где 80% детей были на учёте в милиции. Моему сыну Жене было тогда 2 года. Когда я пришла в этот класс, то узнала, что после любого праздника их собирали из всех милицейских участков. Когда я впервые пошла с ними на праздник, то сказала: “Если вы пьёте, потому что так привыкли, – всё ставьте на стол, и всё при мне”. Меня чуть с работы тогда не выгнали, но зато это был первый праздник, когда никого не пришлось забирать из милиции.
Был в той школе мальчишка, которого из другой школы перевели, потому что он ограбил кабинет физики. Он всё время прогуливал уроки, а я ему дала ключи от кабинета физики, сказала: “Иди, ремонтируй, ты ведь умеешь”. Так он обломки отовсюду приносил, и всё ремонтировал, всё идеально работало. Потом он стал капитаном дальнего плаванья, писал нам и часто приезжал. Каков был результат? Когда мы уезжали из Умани, то моего сына те дети где-то спрятали. И все – нет ребенка, пропал! А они говорят: «Вы ведь без него не уедете? Вот и не уезжайте!»
 

Корр.: Бронислава Владимировна, а вы в семье больше учитель или вы просто мама, жена? Или “строите по струнке» всех своих?
Б.Б.: Даже не знаю… Вот если здесь сплошной позитив, то дома от меня, наверно, какой-то и негатив есть. Бог не создал совершенных людей. Выслушать некогда, а претензий масса. С сыновьями по-разному: с Женей это было по-одному, с Олегом по-другому. Они по-разному всё воспринимают. Женя рос в этом всём, был “сыном полка”: его все воспитывали, с ним все нянчились, все водились. Олег же был больше в стороне, рос комфортабельно. Так что ему это всё уже мешает, он с претензиями: “Конечно, тебя там все любят”.
 

Корр.: Вы всегда хотели стать учителем?
Б.Б.: Я хотела быть кем-то, кто будет работать с детьми. Я заканчивала медучилище и всегда думала, что буду или детским врачом или учителем: одно из двух (улыбается). Так сложилась судьба, что я окончила медицинское училище с красным дипломом, а потом поступила в пединститут. В школе у меня было больше гуманитарных способностей: писала сочинения, которые печатались в областной прессе, очень красиво декламировала, вообще больше тяготела к гуманитарной сфере, поэтому в институт пошла.
 

Корр.: В Вашем лицее есть профильные направления?
Б.Б.: Начиная с 8-го класса, у нас начинаются четыре профильных направления. Два из них: химико-биологическое, физико-математическое – традиционные для 17-ой школы. А уже для лицея мы давно (в 1993 г.) открыли еще два: экономическое и прикладной лингвистики. В этом году мы открываем юридический историко-правовой класс. Уже все готово, у нас оформлены все документы. Так что будет уже пять направлений. Хотя, согласно нормативным документам, лицей – заведение природно-математического цикла и мы могли бы на этом остановиться.
 

Грамоты лицеистов

Корр.: Что скажете о сегодняшних учебниках?
Б.Б.: Они очень разные. Есть хорошие, но их не достаточно. Я бы посоветовала один раз летом провести конкурс, а не так, как делается сейчас: в сентябре мы начали учиться, потом начинают идти ценные указания. Чиновники же могут летом работать? Надо, чтобы к осени всё было готово, и поступали учебники. Нельзя говорить, что их нет. Учебники есть, но они разные. Программа одна, учебники разные, бесконечное дёрганье, неимоверное количество отчётности. Именно поэтому ученики плохо знают эти учебники. Когда я училась, то могла найти в книге все, что мне нужно. Теперь же дети иногда не могут найти нужную страницу! Нужен один хороший учебник для профильного класса, с углублённым изучением, и для обычного класса. Один, а не пятнадцать!
 

Корр.: А как Вам Болонская система?
Б.Б.: Не нравится. Мне кажется, что эти чуждые нам системы образования чем-то напоминают экзотические фрукты. Ведь не все из них можно кушать неподготовленному человеку. Вот так и тут. Образование было едва ли не единственной советской системой, которая высоко ценилась за границей. Так почему нужно было реформирование начинать с неё? Почему не с экономической системы, которая никого давно уже не радует? А здесь надо было сначала вводить новшества, инновации, приобретать современную технику, поскольку именно этого всегда не хватало, а систему работы не ломать. Ведь на развалинах ничего не приживается.
Да еще и эти дёрганья бесконечные: то мы учимся 10, то уже 12 лет. До 18-19-ти летнего возраста учат подростков, которые сейчас развиваются быстрее, чем раньше. Мне кажется, что 12-ти летняя система образования – это слишком. А 10 лет – это мало. Одиннадцать – вот это чудесно, вполне достаточно.
 

Корр.: А что бы Вы, будучи министром образования, поменяли?
Б.Б.: Наверно, очень много всего. Я бы, во-первых, посадила во все отделы министерства и управления людей, которые работали в школе минимум 15 лет. А то иногда смотрю по телевизору выступления людей, которые говорят: «7 лет назад я пришёл работать в школу…» А сейчас он уже в Министерстве. Сколько он проработал непосредственно с детьми? Наверное, полгода, да и то на практике. Когда мы берём в руки программы, видно сразу, что их точно неспециалист составлял. Может, не вредитель, но уж точно не специалист.
 

Корр.: Расскажите, пожалуйста, про ваших учителей.
Б.Б.: У нас работает стабильный высококвалифицированный педагогический коллектив. Среди них – заслуженные учителя Украины, заслуженные работники образования Украины, учителя высшей квалификационной категории, старшие учителя, методисты. У нас нет текучка кадров – работают те же люди, которые здесь на протяжении многих лет досконально обеспечивают учебный процесс. Лицей ассоциируется с фамилиями учителей: украинского языка – Ливандовская Л.И., Кравчик Л.Ф., Шпилюк А.Н., математики – Поташник А.А., Гулеватая А.В., Боднарюк С.Г., Кузнецова Р.И., Денисова А.К., физики – Моисеенко И.Н., Поляк С.Е., географии – Михайленко Н.С., Бочко М.И., экономики – Насидач Н.В., английского языка – Игнатова О.В., истории – Тархова О.М., Бекас А.Л., зарубежной литературы – Березовская С.И., химии – Навченкова Е.Д., Левадная Й.Й., биологии – Гаецкая Л.Ф, педагоги начальной шеолы – Есюнина В.С., Давыдова В.П., Пуча Л.Л., Романюк Г.О. Они известны в городе и за его пределами. Иногда люди приходят к нам в лицей и говорят: “Я пришла учиться биологии у Гаецкой”, “Я пришел, чтобы изучить химию у Левадной”. Это учителя, имена которых неотрывно связано с лицеем. Мы их очень уважаем, очень хотим, чтобы они работали много-много лет.
Многие из них принимают участие в конкурсах и занимают призовые места не только как руководители работ, но и как преподаватели. Тархова О.М., Бекас А.Л., Сестрова О.В., Медведюк О.Б. и я принимали участие и получали награды на городских и областных конкурсах “Учитель года”.
 

Корр.: Сколько лет в лицее не было ремонта?
Б.Б.: Ой, наверно, уже больше тридцати. В этом году мы просили помощи у родителей. Благодаря им сделали очень много ремонтных работ. Родительский комитет работает, “как книга пишет”. Мне очень тяжело было ломать мнение “Сколько не сдавай – всё равно ничего не будет”. Тем более, что и сдавать надо было немало. Так, например, за полгода мы оприходовали почти 500 тысяч гривен. Начали… с туалетов. Затем парадный вход облагородили, теперь именно через него дети в школу заходят. Раньше его открывали, только когда комиссия приходила.
 

Корр.: Ремонт – это, конечно, хорошо, а какие инновации планируете ввести?
Б.Б.: Мы уже закладываем новые планы на следующий год. Планируем начать учить детей с 4-х лет, причем не раз в неделю, а каждый день. Есть такая школа “Малюк”, её ведёт «Палац творчества». Эта школа не обеспечивает весь город. Учителя же у нас не менее квалифицированные, чем там, и могут делать то же самое. Есть люди, которые с удовольствием занимались бы здесь, тем более, что это работа на перспективу: учитель ведет ребенка с 4-х лет и до 10-ти. 6 лет – это очень серьезно. Кроме того, в начальной школе мы будем предоставлять хореографические услуги. Во-первых, это очень важно для физического развития, во-вторых – для логически развивающих наук.
Английский язык у нас идёт со второго класса, информатика – с первого. Теперь этого уже мало. Мы хотим со следующего года дать 4 иностранных языка, уже есть договорённости. Теперь у нас будут читать с 5-го класса английский, немецкий, испанский и французский. С 8-го класса берём ещё одно направление: юридическое, и у нас с ним уже будет 5 направлений.
Кроме того, хотим глобально изменить структуру, не формально, а по сути. Например, наш ХНУ предложил программу колледжа для физмата: наберём математически одаренных детей с 4-х лет и будем их готовить по программе колледжа. Не прерывая её, они пойдут в университет. Юридический профиль у нас будет под патронатом Киевского международного университета, у них он называется “класс дипломатов”. И, естественно, будет приоритет при поступлении. У нас был круглый стол, так не поверите, проректоры и профессоры вузов буквально “делили” наших детей. Нам даже приходилось их останавливать.
 

Корр.: Как на счет своего, так сказать, корпоративного дресс-кода?
Б.Б.: Мы готовим форму на следующий год, она будет очень красивая, девочкам нравится: и брюки, и юбка, и жилет, и галстук, и пиджак. Мы с завучем тоже заказали ее себе из той же ткани (шотландка), только другого фасона. Я сказала: гольфы я не обещаю надеть, но форму носить буду (смеется).
 

Корр.: Интересуется ли Хмельницкая городская власть лицеем №17?
Б.Б.: Да, городской глава Сергей Иванович Мельник уделяет нам достаточно большое внимание. Мы чувствуем и видим, что он болеет вопросами образования, а это немаловажно. Мэр города был у нас на открытии музея, мы его приглашаем на все наши мероприятия. Он присутствовал и на конкурсе “Как стать мэром”, где команда учеников лицея заняла 2-е место. После того, как Сергей Иванович увидел всё, что успели сделать родители за этот учебный год, он принял в роботу документы по строительству столовой лицея и пообещал выделить нам на это более 400 тысяч гривен и 100 тысяч на другие ремонтные работы. Сергей Мельник сказал, что если эта школа интересна родителям настолько, что они вкладывают в неё деньги, то и городская власть будет такой школе помогать. Мы надеемся, что так и будет.
Несмотря на свою зайнятость, поддерживает лицей и Управление образования. Его начальник Юрий Иванович Курманский, его заместитель Новченкова Е.Д., и заведующая методическим кабинетом Дупляк Т.В. постоянно присудствуют на всех важных мероприятиях в жизни лицея.
Кстати, Светлана Николаевна Бобровник, котоая 20 лет тому назад возглавляла лицей №17, на данный момент работает проректором научной работы ОИППО. Светлана Николаевна и сейчас делится с нами своими идеями и опытом, чем очень помогает
 

Корр.: И последний вопрос. Школа Вашей мечты – какая она?
Б.Б.: Я целый год работаю над этим, пытаюсь сделать шаг к этой мечте. Во-первых, хочу, что бы для детей это был дом, куда они будут бежать утром с удовольствием. Надо, чтобы ученикам было интересно и в первой половине дня, когда у них уроки, и во второй, когда они могут получить те развлекательные мероприятия, которые обычно в школах стараются минимизировать, потому что это очень много шума, времени и т.п. Я хочу, чтобы это всё было в школе, всё, что они ищут в городе, должно быть здесь. Иногда, когда мы устраиваем вечером дискотеки, многие возмущаются. Я же говорю: «Пусть дети будут тут. Вот я вижу, какие они, вижу, что делают».
Мне хочется, чтобы такой дом с тёплой атмосферой был у них здесь, чтобы ученики дополучили то внимание, которое, к сожалению, родители им не всегда могут дать, потому что они очень заняты. Я это очень хорошо знаю.

Есть и еще одна мечта. Она немного «приземленная», но без нее нельзя. Очень хочется, чтобы эти стены тоже стали современными, чтобы они были чистыми, красивыми. Многое надо перестроить, переделать, поскольку норму диктует сегодняшний день, а не вчерашний. Мы вот, например, при входе поставили тепловую завесу. Приходишь зимой – тепло, выходишь летом – будет прохладно.
Мне очень хочется, чтобы ученики любили свою школу, чтобы для них эти годы не были годами “муштрования”, которые надо пройти и уйти скорее отсюда. Я очень верю в их слёзы, когда они уходят с последнего звонка и, когда я смотрю им вслед, я всё время думаю то, что я вам сказала: «Дай Бог, чтобы вам везло, и чтобы вас никто никогда не обидел. Чтобы плохие люди вам никогда не встретились в жизни!»

Беседовала Людмила Лунина lunina[@]moyagazeta.com